Начавшие попадать на Алтай еще с середины XVIII века поляки, отчасти добровольно, отчасти по принуждению (как сосланные, как «бунтовщики», после восстаний против царской российской власти в Польше, происходивших в 1795, 1830 и 1863 годах), но разделили на века судьбу этого края.
В материалах Алтайского краевого архива, касающихся XVIII — XIX вв., встречается множество польских фамилий, например: Карпиньский, Ковалевский, Порецкий, Жуковский, Илитович, Лечитовский, Яременьский и др. На 1904 год имеются данные, что польская община города Барнаула составляла 400 чел. Это были портные, булочники, сапожники, торговцы, горные инженеры, врачи, музыканты, архитекторы и др.
1

Кроме того, поляки служили в царской армии, в местном барнаульском гарнизоне, где размещался Томский мушкетерский полк. Когда в городе встал вопрос о возведении католического костела, то в прошении на имя губернатора с просьбой разрешить такое строительство, отмечалось, что в Барнаульском гарнизоне служит более 200 поляков-католиков. В 1913 году этот костел был построен по проекту барнаульского архитектора поляка Яна Носовича в 1913 г. (см. изображение, размещенное на этой странице), правда, позднее, в советский период, он разделил судьбу других культовых зданий, когда по распоряжению властей в 1937 году был отобран у верующих и переоборудован под аптеку.

Из алтайских поляков, оставивших заметный вклад в истории края можно вспомнить, помимо уже упомянутого талантливого архитектора Яна Носовича, например:
— Адама Кублицкого — Пиоттух (1855-1932), начальника Алтайского округа в 1900-1904 гг. выходца из старинного польского рода, известного еще со второй половины XVI в., отличавшегося, по воспоминаниям современников, фантастической работоспособностью и кристальной честностью. Как разносторонний и современный человек он, увлкаясь естественными науками, был почетным председателем Общества любителей исследования Алтая, оказывал поддержку обществу попечения о начальном образовании в Барнауле и др.;
— Антония Марцинковского (1875-1938) — музыканта, органиста местного католического костела, общественного деятеля и первого директора 1-й музыкальной школы города Барнаула, одного из создателей Музыкального общества на Алтае, деятельного участника Польского клуба и гласного городской думы;
— Александра Пиотровского (1890-1939) хорошо известного барнаульским любителям поэзии автора, печатавшегося в как местных краевых газетах, так и в сибирских и московских изданиях, секретаря Алтайского губернского отдела Союза работников просвещения;
— Ипполита Игнатьевича Андроновского, жившего в XIX веке, мецената, владельца барнаульского пивоваренного завода и известного ресторана «Метрополь» с бильярдным залом (в этом здании, сейчас располагается городской Дворец бракосочетания);
и др.

2     Поляки, жившие в сельской местности Алтая, хоть и не были столь знамениты как вышеназванные исторические персонажи, однако также как и они, бережно, на протяжении почти двух столетий, сохраняли свою культуру, выражаемую в частности и в национальной кухне, в приготовлении традиционных польских блюд и напитков, таких как:
3«Граматка» (легкий летний суп) из пива, суп «Капустняк» \ «Kapuśniak», пивной старопольский суп со сметаной и творогом, «Хладник» \ «Chłodnik» (сродни русской окрошке, белый холодный суп), «бигос» по польски, суп «Крупник» \ «Krupnik», «Жупа коперкова» \ «Zupa koperkowa» (суп из укропа), «Гроховка» \ «Grochówka» (гороховый суп), торт «Мазурка», польское легкое пиво «Лех» \ «Lech» (Лех), крестьянское пиво «Варка» \ «Warka (Варка), польская водка на травах «Zubrowka» и др.

4     Чтобы и дальше сохранять национальную культуру алтайские поляки организуют ежегодные «Дни польской культуры на Алтае», в которых принимает участие Алтайская краевая культурно-просветительская общественная организация «Дом Польский», ансамбля польской песни «Алтайский полонез» и др. Кроме того, существуют на Алтае и такие национальные организации поляков как «Полония-Сибирь-Алтай», «Белый орел» и др., опекающие до 3,5 тыс. потомков поляков.

5     Выпускаются на Алтае и книги посвященные истории и культуре местных поляков, например, «Поляки на Алтае. Алтай в Польше (XVIII–XXI вв.), «Поляки на Алтае» и др.
Предком одного из руководящих сотрудников компании Заявителя является поляк Антось (Антон) Грабрвский, переселившийся на Алтай, еще до революции 1917 г., с территории спорной между Польшей и Западной Украиной, из деревни Грабовка.

 

 

 

Легенда

     Когда крестоносцы в трактире Чеслава Жбанека затеяли ссору, заявив, что его пиво несвежее и кислое, чтобы не платить за него, чешский пивовар, взвалив на плечо первый попавшийся бочёнок, отправился на королевскую пивоварню в Крушовице, которая принадлежала лично королю Германии, Богемии и Венгрии, Эрцгерцогу Австрийскому, Рудольфу II. Там Чеслав Жбанек потребовал  продегустировать свой напиток и восстановить его честное имя. Если пиво признают негодным, он пообещал продать свою пивоварню любому из рыцарей за один таллер. Королевские пивовары назвали пиво Чеслава Жбанека «добрым» и рыцарям пришлось раскошелиться. Чеслав Жбанек, в свою очередь, снабдил бедолаг в дальний путь пятью боченками отменного напитка, отказался от оплаты и пожелал им удачи. Вскоре слава о «добром» пивоваре разошлась по всей Чехии, а король Рудольф II нередко заказывал ему пару десятков боченков «для особых гостей». В настоящее время королевская пивоварня в Крушовице — пивоварня Хайникен.